Конспект открытого коррекционного занятия для детей с ТНР по теме "Зима"

Гурьева Елена Валерьевна, учитель-логопед

МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 61"

п. Кратово Раменского г.о. Московской области


   Коррекционно - образовательные  задачи.

 Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, позёмка, снегопад, гололед, сугроб, узор, холодный, белый,  пушистый, снежный, замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать.) Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели.

 Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: запись пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро»  предметные картинки по теме «Зима» (Снежинка, снеговик, Снегурочка, снегопад, снегокат, снежок), бутылочки с тёртым пенопластом и соломинки для коктейля по числу детей, снеговик состоящий из частей, «цветные льдинки» для звукового анализа слов, сюжетная картина «Новый год», снежинки с надписями.

Ход занятия

1.     Организационный момент. (Объявление темы занятия, создание эмоционально положительного фона, совершенствование грамматического строя речи).

Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро». Дети здороваются с логопедом и встают рядом со стульчиками. На столе перед каждым из них лежит предметная картинка.

Логопед. Рассмотрите и назовите картинки.

1– й ребёнок.  Снежинка.

2. – й ребёнок. Снеговик.

3. – й ребёнок. Снегурочка.

4. – й ребёнок. Снегопад.

5. – й ребёнок. Снегокат

6. – й ребёнок. Снежок.

Логопед. Вы правильно назвали картинки. Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.

Дети. Эти слова образованы от слова снег.

Логопед убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.

Логопед. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?

Дети. Подснежники.

Логопед. Какую бабу слепили из снега?

Дети. Снежную

Какой станет наша площадка, если её занесет снегом?

Дети. Заснеженной.

Логопед спрашивает детей, почему занятие началось с пьесы «Зимнее утро» и разговора о снеге.  Дети объясняют, что наступила зима. Логопед сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, её признаках.

2.     Упражнение «Собери снеговика» (Совершенствование слоговой структуры слов.)

Логопед. Ребята,  кого мы любим, лепить из снега?

Дети. Снеговика.

Логопед. ОЙ, и   у нас  на  занятии  появился  снеговик. Только он совсем рассыпался.  Давайте соберем его. Сколько слогов в слове снеговик.

Дети. Три.

3.     Упражнение «Снеговик».  (Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.)

Логопед. Наш снеговик  долго был разобранным.  Давайте научим его, как надо двигаться.

 

 

 

 

Упражнение  «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратился в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

 

 

 

 

На солнце припечёт слегка – Увы! – и нет снеговика.

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

«Рисуют» руками большой круг.

«Рисуют» снеговика из трёх комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают плечами.

 

6. Составление звуковой схемы слова ком из волшебных льдинок.  (Развитие звукового анализа).

Логопед. Ребята, как вы думаете, а что любит снеговик?

Дети. Холод.

Логопед. Давайте соберем звуковую схему слова холод (или ком).

(Упражнение можно выполнить на п.к.)

7. Упражнение «Вьюга» (Формирование направленной воздушной струи.)

Логопед предлагает детям  встать около стульчиков и раздаёт им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тёртым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Логопед:

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

 Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

(Н. Нищева)

Дети. Это вьюга.

Логопед. А что такое вьюга?

Дети. Сильный ветер со снегом.

Логопед. Как можно по-другому назвать вьюгу?

Дети. Сильный ветер со снегом.

Логопед. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек.

 Логопед показывает, как правильно выполнять упражнения. Оно выполняется детьми 3-4 раза.

8.Упражнение «Снежинки».

Логопед. Ох! Что-то прохладно стало, пожалуй, закрою окно. Ух,  ты! Смотрите-ка, вместе с холодным воздухом к нам на занятие залетели  снежинки и на них что-то написано. Пожалуйста, прочитайте надписи.

Дети читают надпись «С новым годом!»

Логопед. Это послание от Деда Мороза, а у нас еще ничего не готово!

Давайте вспомним, как нужно встречать новый год.

Дети составляют описательный рассказ по сюжетной картине «Новый год!».

Логопед. Обязательно нужно нарядить ёлочку и в нашем кабинете!

Дети наряжают ёлочку.

9. Окончание занятие (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать. Потом оценивается работа каждого ребёнка.

 

Дети получают подарки (декор для украшения дома).