Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Творческое рассказывание по картине «Собака со щенятами»
с использованием элементов ТРИЗ
Орлова Наталья Вячеславовна, воспитатель
МДОУ №5 "Звездочка"
п.Власиха, Московская обл.
рассказов по картине. Закрепить умение производить замену выделенных объектов схемами.Учить ориентироваться в двухмерное и трехмерном пространстве, ориентироваться во времени. Закреплять умение классифицировать объекты на картине по определенному признаку («природный» и «рукотворный мир»; «целое» и «частное»). Активизировать словарный запас сравнениями и определениями. Воспитывать умение вживаться в роль объекта и составлять рассказ от первого лица. Развивать связную речь. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «здоровье».
Предварительная работа: беседы о собаках, чтение рассказа Е.Чарушина «Про Томку», подвижная игра «Лохматый пес», игры с элементами ТРИЗ «Я только слышу», «Я ощущаю лицом и руками».
Материал: картина «Собака со щенятами», мольберт, фломастер, «подзорные трубы» из бумаги.
Воспитатель (обращаясь к детям) выставляет картину:
- Дети, сегодня мы снова будем играть с нашей картиной «Собака со щенятами». Художник назвал картину «Собака со щенятами». Придумайте, пожалуйста, свое название картины.
Ответы детей («Мама собака и щенки», «Собачья семья» и т.д.)
Молодцы! Интересные названия вы придумали.
А сейчас, представьте, что к нам пришел волшебник «Дели» и разделил все объекты на картине. Возьмите «подзорные трубы» и посмотрите на картину.
- Какие объекты вы видите?
Дети перечисляют все объекты на картине. (Обязательно обозначаем землю и небо).
Правильно! Все объекты назвали.
А теперь игра «Ищу родственников».
Назовите мне все объекты из «природного мира». (Дети перечисляют все объекты на картине, которые относятся к живой и неживой природе).
А теперь перечислите объекты из «рукотворного мира (ответы детей).
Следующая игра «Целое и частное».
Будка? (целое)
Лапа собаки?(частное)
(Игра проводится необязательно со всеми объектами).
Игра с объектом «бабочка».
- Бабочка какая по цвету?
- Оранжевая.
- Что может быть оранжевым? (апельсин, карандаш, цвет радуги…)
- Бабочка какая по размеру?
- Маленькая.
- Что может быть маленьким?(муравей, цветок…)
- Бабочка что делает?
- Летает.
- Кто и что может летать? (птица, самолет, ракета…)
А теперь отгадайте загадку: оранжевая, но не апельсин, маленькая, но не муравей, летает, но не вертолет). Отгадка на нашей картине.
- Правильно, это бабочка!
Следующая игра «Кружок, в котором живет…»
- Кого поселим в центре картины?
- Маму собаку.
(на мольберте воспитатель рисует кружки и пишет начальную букву объекта; схематически фиксируются все объекты на картине, включая небо и землю).
- Молодцы! Всех по домикам расселили.
- Скажите, пожалуйста, а что будет с объектами на картине через полгода? (трава станет желтой, потому что наступит осень; будка будет мокрая от дождя; собаки подрастут и т.д.)
- А теперь мы с вами оказались внутри картины, какие звуки мы можем услышать на нашей картине? (лай собак, разговор людей, шелест листьев ит.д.)
Рассказ ребенка «Что я услышал на картине» (оценка рассказа)
Сейчас я буду превращать вас в объекты на картине, а вы о себе рассказывать.
Настя, я превращаю тебя в маму-собаку, расскажи о себе.
Рассказ ребенка «Я мама-собака».
Юля, тебя я превращаю в будку, расскажи о себе.
Рассказ ребенка.
Умницы, девочки! Интересные рассказы придумали.
- А теперь, мы с вами, давайте оживим нашу картину. (воспитатель «превращает» детей в объекты на картине).
- Я мама-собака, на картине я нахожусь в центре, поэтому на ковре я тоже встану в центр. (каждый ребенок озвучивает свое место на картине и на ковре. «Живая картина» фиксируется несколько секунд.)
Рефлексия: сегодня, сегодня мы с вами, замечательно играли с нашей картиной. Мне очень понравились ваши рассказы и ответы на вопросы. А вам было интересно играть с картиной? Что особенно запомнилось? О какой, особенно интересной игре, вы бы хотели рассказать своим родителям.
Физминутки (используются на усмотрение воспитателя)
Шла собака по дорожке (пальцы идут по тыльной стороне ладони)
И увидела сережки (массируют мочки ушей)
Не золотые новые (продолжают массировать)
А легкие ольховые (разводят руки в стороны перед собой, затем дуют на ладошки).
Раз, два все вставайте (встают возле стульев)
Три, четыре приседайте (выполняют приседания)
Пять, шесть приседайте (продолжают приседать)
Семь, восемь улыбнитесь (ладони к подбородку, улыбаются)
Девять, десять не зевайте (поднялись на носочки, руки вверх)
Свое место занимайте (садятся на стулья)
Собака по траве бежала
Весело хвостом виляла
Кость у дома отыскала
Всю погрызла, искусала
И в песочек закопала