Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Творческое рассказывание по картине «Собака со щенятами»

с использованием элементов ТРИЗ

Орлова Наталья Вячеславовна, воспитатель

МДОУ №5 "Звездочка"

п.Власиха, Московская обл.


рассказов по картине. Закрепить умение производить замену выделенных объектов схемами.Учить ориентироваться в двухмерное и трехмерном пространстве, ориентироваться во времени. Закреплять умение классифицировать объекты на картине по определенному признаку («природный» и «рукотворный мир»; «целое» и «частное»). Активизировать словарный запас сравнениями и определениями. Воспитывать умение вживаться в роль объекта и составлять рассказ от первого лица. Развивать связную речь. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

 

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «здоровье».

 

Предварительная работа: беседы о собаках, чтение рассказа Е.Чарушина «Про Томку», подвижная игра «Лохматый пес», игры с элементами ТРИЗ «Я только слышу», «Я ощущаю лицом и руками».

 

Материал: картина «Собака со щенятами», мольберт, фломастер, «подзорные трубы» из бумаги.

   Воспитатель (обращаясь к детям) выставляет картину:

- Дети, сегодня мы снова будем играть с нашей картиной «Собака со щенятами». Художник назвал картину «Собака со щенятами». Придумайте, пожалуйста, свое название картины.

Ответы детей («Мама собака и щенки», «Собачья семья» и т.д.)

Молодцы! Интересные названия вы придумали.

А сейчас, представьте, что к нам пришел волшебник «Дели» и разделил все объекты на картине. Возьмите «подзорные трубы» и посмотрите на картину.

- Какие объекты вы видите?

Дети перечисляют все объекты на картине. (Обязательно обозначаем землю и небо).

Правильно! Все объекты назвали.

А теперь игра «Ищу родственников».

Назовите мне все объекты из «природного мира». (Дети перечисляют все объекты на картине, которые относятся к живой и неживой природе).

А теперь перечислите объекты из «рукотворного мира (ответы детей).

Следующая игра «Целое и частное».

Будка? (целое)

Лапа собаки?(частное)

(Игра проводится необязательно со всеми объектами).

Игра с объектом «бабочка».

- Бабочка какая по цвету?

- Оранжевая.

- Что может быть оранжевым? (апельсин, карандаш, цвет радуги…)

- Бабочка какая по размеру?

- Маленькая.

- Что может быть маленьким?(муравей, цветок…)

- Бабочка что делает?

- Летает.

- Кто и что может летать? (птица, самолет, ракета…)

А теперь отгадайте загадку: оранжевая, но не апельсин, маленькая, но не муравей, летает, но не вертолет). Отгадка на нашей картине.

- Правильно, это бабочка!

Следующая игра «Кружок, в котором живет…»

- Кого поселим в центре картины?

- Маму собаку.

(на мольберте воспитатель рисует кружки и пишет начальную букву объекта; схематически фиксируются все объекты на картине, включая небо и землю).

- Молодцы! Всех по домикам расселили.

- Скажите, пожалуйста, а что будет с объектами на картине через полгода? (трава станет желтой, потому что наступит осень; будка будет мокрая от дождя; собаки подрастут и т.д.)

- А теперь мы с вами оказались внутри картины, какие звуки мы можем услышать на нашей картине? (лай собак, разговор людей, шелест листьев ит.д.)

Рассказ ребенка «Что я услышал на картине» (оценка рассказа)

Сейчас я буду превращать вас в объекты на картине, а вы о себе рассказывать.

Настя, я превращаю тебя в маму-собаку, расскажи о себе.

Рассказ ребенка «Я мама-собака».

Юля, тебя я превращаю в будку, расскажи о себе.

Рассказ ребенка.

Умницы, девочки! Интересные рассказы придумали.

- А теперь, мы с вами, давайте оживим нашу картину. (воспитатель «превращает» детей в объекты на картине).

- Я мама-собака, на картине я нахожусь в центре, поэтому на ковре я тоже встану в центр. (каждый ребенок озвучивает свое место на картине и на ковре. «Живая картина» фиксируется несколько секунд.)

 

Рефлексия: сегодня, сегодня мы с вами, замечательно играли с нашей картиной. Мне очень понравились ваши рассказы и ответы на вопросы. А вам было интересно играть с картиной? Что особенно запомнилось? О какой, особенно интересной игре, вы бы хотели рассказать своим родителям.

 

Физминутки (используются на усмотрение воспитателя)

 

Шла собака по дорожке (пальцы идут по тыльной стороне ладони)

И увидела сережки (массируют мочки ушей)

Не золотые новые (продолжают массировать)

А легкие ольховые (разводят руки в стороны перед собой, затем дуют на ладошки).

 

Раз, два все вставайте (встают возле стульев)

Три, четыре приседайте (выполняют приседания)

Пять, шесть приседайте (продолжают приседать)

Семь, восемь улыбнитесь (ладони к подбородку, улыбаются)

Девять, десять не зевайте (поднялись на носочки, руки вверх)

Свое место занимайте (садятся на стулья)

 

Собака по траве бежала

Весело хвостом виляла

Кость у дома отыскала

Всю погрызла, искусала

 

И в песочек закопала