Путеводитель по ресурсам и услугам библиотек
Олейникова Галина Николаевна, зав. отделом справочно-библиографической и информационной работы
Центральная городская библиотека им. М. Горького
г. Ростов-на-Дону
Цель:
Обеспечение самостоятельного доступа пользователей библиотекк информационным ресурсам и услугам, необходимым для личного совершенствования, образования, культурного развития.
Задачи:
Создание комфортной и эффективной системы навигации, максимально адаптированной к потребностям пользователей, и позволяющей улучшить качество информационного обслуживания населения;
Раскрытие фонда и услуг библиотек;
Управление информационными потоками;
Развитие справочно-библиографического обслуживания пользователей в виртуальной среде;
Развитие технологии электронной доставки документов;
Развитие информационной культуры пользователей.
Обоснование значимости:
Определение новых подходов к организации информационного обслуживания в библиотекеневозможно без учета следующих составляющих:
- повышение оперативности обслуживания за счет преимуществ автоматизированного поиска;
- расширение временных рамок обслуживания до 24-часового доступа к электронным ресурсам в режиме удаленного доступа;
- усиление обучающей функции в общей структуре справочно-библиографического и информационного обслуживания, что связано с необходимостью ознакомления пользователей со спецификой и поисковыми возможностями электронных каталогов, баз данных, электронных библиотек и использованием различных методов поиска в режиме удаленного доступа.
Рациональное использование информационных ресурсов (собственных и подписныхбаз данных, виртуальных читальных залов федеральных библиотек) возможно только при наличии эффективной системы навигации. А использование информационных технологий – этопрежде всего, развитие современных виртуальных сервисов.
В настоящее времяинформация о ресурсах на сайтах некоторых библиотекпредставленаограничено.Иногда отсутствует информация о полнотекстовых ресурсах, доступ к которым осуществляется в стенах библиотек(Полнотекстовые подписные базы данных, Национальная электронная библиотека, Президентская библиотека, справочно-правовая системаКонсультант+). Предоставляется доступ к электронным каталогам, без характеристики документов в их составе и хронологическом охвате, не раскрыты возможности многоаспектного поиска.На некоторых сайтахотсутствуют рекомендациидля пользователейпо поиску в каталогах.
Основную нагрузку по ориентированию читателя выполняет библиотекарь, озвучивающий информацию о ресурсах и услугах библиотек, в рамках библиотечного обслуживания.Библиотекари оказывают информационно-консультативную помощь и осуществляют целенаправленное информационное образование читателей (Дни информации, уроки библиотечно-библиографических знаний и др.).
Решить проблемы способна модернизированная и оснащенная информационно-коммуникационными технологиями система навигации, учитывающая особенности восприятия человеком информации.ориентированная на максимально свободный доступ к информационным ресурсам и услугам библиотеки.
Обеспечивается целый ряд сервисов для пользователей, в первую очередь в удаленном режиме. Расширяется поле доступа к библиотечной информации. Система навигации способствует оперативному, полному и качественному удовлетворению информационных потребностей пользователей, основываясь на использовании новых технологий.
Система интерактивной навигации на сайте:
Разработка раздела сайта, в котором представленывсе базы данных (БД) с логотипами: электронные каталоги, подписные ресурсы, виртуальные читальные залы федеральных библиотек (Национальная электронная библиотека, Президентская библиотека), справочно-правовые системы(например, «Консультант+») с характеристиками по видам документов, поисковым возможностям, отраслям. В описании БД должен бытьхронологический охват иинформация о режиме доступа (свободный или в стенах библиотек, с указанием точек доступа (отделов библиотеки, библиотек-филиалов)).
Размещение на сайте рекомендаций по поиску в электронных каталогах, раскрывающихмногоаспектный поиск с возможностью формирования читателем структуры запроса, варьирование режимов поиска и форм вывода результатов.
Обеспечение переходов и перекрестных ссылок между ресурсами,возможности различных точек доступа на сайте.
Услуги на сайтах библиотек:
Виртуальная справочная служба(ВСС).Предоставляемые услуги ВСС:
В ответ на запрос пользователю предоставляется готовый ответ с указанием источника получения (библиографический список), либо ответ в виде фактографической информации с указанием источника, либо ссылка на источник информации в сети Интернет для самостоятельного извлечения информации.
Электронная доставка документов (ЭДД) дает возможность удаленным пользователям заказать и получить электронные копии статей из журналов, газет, сборников, фрагментов книг, хранящихся в фонде библиотеки.
Школа информационной культуры.
Цикл библиотечно-библиографических уроков (в том числе и в удаленном режиме).
Цель занятий: ввести пользователей библиотек в мир знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Задачи занятий:
дать представление о современных библиотечных информационных технологиях предоставления и поиска информации;
научить читателей самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных источниках;
развивать у читателей навыки самостоятельной работы с научной, учебной и справочной литературой;
научить методам аналитико-синтетической переработки информации;
дать навыки практического использования технологий подготовки и оформления результатов самостоятельной работы.
Примерная программа занятий:
Библиотека как информационный центр. Информационные ресурсы библиотек.
Методика поиска источников информации. Поиск информации в библиотечных каталогах.
Методика поиска в полнотекстовых базах.
Типы и виды документов, используемых в учебном процессе. Справочная литература.
Оформление реферата, курсовой работы, списка использованной литературы и библиографических ссылок.