Экспериментирование как одна из эффективных форм образовательной деятельности детей

Швецова Валерия Анатольевна, воспитатель

МБДОУ № 4

г. Красноярск


Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

                                     К.Е. Тимирязев

 

            В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования сформировался еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, причинах и следствиях и др.). Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольного учреждения согласуется с положениями ФГОСа. Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений об окружающем мире.

         В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

         Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

         Обобщая собственный богатый фактический материал, профессор, академик Российской академии образования Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, а экспериментирование. Для обоснования этого вывода, были приведены многие доказательства:

1.     Игре надо учить. Ситуация экспериментирования  может возникнуть самостоятельно.

2.     В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3.     Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-нибудь делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4.     Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

 

Таким образом, изучив теорию, мы предположили, что организация занимательной деятельности в проблемном режиме, в основе которой лежит исследовательский метод или экспериментирование, поможет сформировать элементы творческого мышления и воображения, а также развивать познавательный интерес у детей.

Работая с детьми средней группы, мы выявили следующие проблемы: дети не проявляют достаточной активности в самостоятельном поиске ответов, испытывают затруднения в умении строить догадки, рассуждать и делать предположения и тд.

         Причинами низкого уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью явились:

- неустойчивый познавательный интерес;

- не всегда дети видят проблему;

- малоактивны в выдвижении идей;

- не выражено стремление к самостоятельности;

- пользуются доказательствами с помощью взрослого.

         Таким образом, приступая к работе с детьми в старшей группе, мы поставили цель: развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. И определили задачи: создать в группе условия для развития познавательной деятельности; развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умение использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности; стимулировать к созданию собственных исследовательских проектов.

         Помня о том, что немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует как организованную, так и самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, мы оборудовали центр экспериментирования (в этом нам активно помогали родители). В нем созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования и развития поисковой деятельности детей. В центр входят: уголок «Воды и песка», мини-лаборатория с необходимым оборудованием (детский микроскоп, увеличительные стекла, магниты, предметы из разного материала для изучения их свойств (дерево, пластик, металл, бумага и тд.),  емкости различных форм, компас, зеркала, глобус, макет планет солнечной системы, дидактические и настольно-печатные игры, картотека опытов и экспериментов по возрастам и др.

         Первый этап работы включал разные виды детской деятельности: проекты («Путешествие маленького зернышка» и «Почему реки текут», «Почему снег не замерзает»), игровую (игры в уголке «Воды и песка»: игры со снегом, водой, глиной и тд., дидактические и настольно-печатные игры), самостоятельную (игры на прогулке, сюжетно-ролевые игры). В работу на данном этапе очень активно включали родителей: подготовили ряд мероприятий (консультации, папки-передвижки, заседание родительского клуба), на которых объясняли значимость этой работы для развития детей и познакомили с приемами работы в процессе семейного воспитания.

         Второй этап складывался из самостоятельной деятельности детей, для чего и была создана и активно пополнялась развивающая среда. Результатами работы в данном направлении явилось умение детей определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, мотивировать свою деятельность. Для этого в группе был оборудован исследовательский центр «Что? Зачем? Почему?», в него вошли: мини-лаборатория (о которой говорилось ранее), уголки «Воды и песка», «Хочу все знать!», «Коллекционер». В уголке «Хочу все знать!» разместили подборку энциклопедической и научно-популярной литературы, альбомы с иллюстрациями и фотографиями, плакаты и DVD диски для работы с использованием ноутбука, а в уголке «Коллекционер» - коллекции, созданные детьми и родителями. Работа в исследовательском центре строилась на методических и дидактических материалах: это картотека опытов и экспериментов, тетради с алгоритмами работы с оборудованием и моделями проведения опытов и экспериментов.

 

         Немного хотелось бы остановиться на содержании нашей работы в области опытов и экспериментов. Работу по опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы строим по трём взаимосвязанным направлениям (и планирование разработано в соответствии с этими направлениями):

·        живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде и др.);

·        неживая природа (воздух, вода, почва, свет, теплота и др.);

·        человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.).

 

 

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации. Советуем при выборе темы соблюдать следующие правила:

·        тема должна быть интересной ребенку, увлекать его;

·        тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умении и навыки);

·        тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

 

Мы в своей работе используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они не известны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, они практически безопасны.

В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведение опытов мы придерживаемся следующей структуры:

·        постановка проблемы;

·        поиск путей решения проблемы;

·        проверка гипотез, предположений;

·        обсуждение увиденных полученных результатов;

·        формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Для положительной мотивации деятельности детей мы используем различные стимулы:

·        внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

·        тайна, сюрприз;

·        познавательный момент (почему так?);

·        ситуация выбора.

 

Третий этап. Результатом такой планомерной работы явились следующие действия детей при проведении опытов и экспериментов:

1. Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно (Что нового я узнал вчера», «Что будет если…?» и т.д.).

2. Гипотезу, а также способы её проверки дети формулируют и выбирают сами (используют методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм, вживание в образ, решение проблемных ситуаций).

3. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в уголке «Воды и песка», мини-лаборатории, на прогулке, дома с родителями).

4. Результаты экспериментирования фиксируются в схемах, рисунках, моделях и самостоятельных проектах.

Также успешность работы в данном направлении подтверждают следующие достижения детей: они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения; для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности; освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность. Итог: дети самостоятельно придумывают опыты, приносят из дома сборники и энциклопедии , в которых описываются те или иные опыты и эксперименты, делятся друг с другом успехом при проведении опытов, составляют с помощью родителей и самостоятельно собственные исследовательские проекты.

А в заключении хотелось бы напомнить, что несмотря на самостоятельность наших детей, присутствие взрослого во время исследовательской деятельности ребенка совершенно необходимо: оно должно предостеречь ребенка от промахов и связанных с ними неудач, а в ряде случаев уберечь от возможных неприятностей.

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Иванов А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.

2.     Иванов А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.

3.     Квинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка-Пресс, 2004. – 72 с.

4.     Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. С.6.

 

o