Творческий проект "Осень"
Родина Юлия Викторовна, воспитатель
МДОУ №61
пос.Кратово
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
«Что нам осень подарила»
Авторы проекта: воспитатели .
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный – 1.10.2018года по 30.10.2018 года.
Участники проекта:
· педагоги , воспитатели первой категории;
· воспитанники старшей группы №3;
· родители воспитанников группы №3;
· педагоги МДОУ № 61,пос.Кратово, Раменский р-он.
Охватываемые образовательные направления: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей к 5-м годам не сформировано целостного восприятия осени как времени года. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхностны. Дети знают, например, что осенью листья изменяют свою окраску, идут дожди, тучи на небе, но не знают и не могут рассказать, что даёт человеку осень: это время урожая, сбора и заготовки овощей и фруктов на зиму; осень – самое плодородное время года. Данная тема требует, на наш взгляд, длительного, систематического и всестороннего изучения. Поэтому мы в своём проекте исследуем следующую тему: что даёт осень человеку, чем она полезна и хороша для него.
Цель проекта: формировать у детей целостную картину осенних изменений, их значения для человека.
Задачи проекта:
- закреплять знания о сезонных (осенних) изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов; формировать представления об объектах осеннего леса.
- учить отражать полученные знания и представления в творческой деятельности (изобразительное и словесное творчество).
- формировать бережное отношение к окружающей природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
- формировать и развивать у детей желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью.
Работа над проектом осуществляется:
- во время непосредственно организованной образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в домашних условиях.
Планируемые результаты: повышение уровня познавательной активности детей, активизация детской деятельности по усвоению информации и творческой реализации полученных знаний.
Выход проекта:
Выставка поделок из природного материала «Дары осени».
Утренник «Осенняя ярмарка»
Работа с родителями:
J Наглядная информация «Поговорите с ребёнком дома».
J Консультация: «Овощи и фрукты – основа питания ребёнка»
J Совместная деятельность детей и родителей – изготовление поделок из овощей и фруктов.
Этапы и содержание деятельности.
Этапы осуществления проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
1-й этап: выбор темы, постановка целей и задач. |
- Педагог предлагает детям тему для творческого исследования: «Чем нам нравится осень, что она даёт человеку?» - педагог формулирует (для себя) основную цель и задачи планируемого проекта. |
- Дети в ходе бесед с педагогом демонстрируют свои знания по заданной теме, выражают желание исследовать тему осени. |
- При обсуждении выбранной темы дома родители поощряют своего ребёнка к ознакомлению с ней, предлагают свою помощь. |
2- этап: поиск и выбор путей и средств осуществления проекта. |
- педагог составляет план реализации проекта: намечает планы и тематику мероприятий, подбирает литературу, оборудование, игровые атрибуты. |
- дети совместно с родителями подбирают информацию об осенних явлениях в природе (книги, картинки, слайды, фотографии и др.). |
|
3-й этап: непосредственно деятельность по реализации проекта (образовательная, исследовательская, творческая). |
- педагог проводит с детьми серию занятий по теме. - в ходе самостоятельной деятельности детей педагог так же предлагает им тему «Осень» для игр, рисования, конструирования и других видов деятельности. - организует консультации для родителей по темам : «Осенние изменения в природе», «Организация прогулки с ребёнком в осенний лес», «Осенние дары природы»; |
- дети используют полученные знания в игровой, продуктивной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности; - на прогулках наблюдают за изменениями в природе, самостоятельно или по просьбе воспитателя описывают их, устанавливают элементарные связи между объектами и явлениями природы; |
- родители способствуют проявлению познавательной и творческой активности ребёнка, поощряют его; - совместно с детьми осуществляют прогулки в лес, парк, по городу, во время которых родители беседуют с детьми об осенних изменениях в природе, наблюдают за объектами природы, описывают их; - собирают природный материал с целью его дальнейшего использования на занятиях по изодеятельности и ручному труду. |
4- этап: презентация проекта. Подведение итогов. |
- педагог организует выставку детских работ (рисунки, поделки), созданных детьми в ходе работы над проектом для родителей; - проводит итоговое занятие для детей старшей группы № 2 (с привлечением воспитателей); |
В ходе подведения итогов дети делятся с педагогом и друг с другом своими впечатлениями. Педагог побуждает к высказываниям каждого ребёнка, позитивно оценивает результаты работы и предлагает в продолжение темы начать знакомиться с тем, как готовятся к зиме звери и птицы. |
- для родителей организуется выставка детских работ с участием детей; - завершающее мероприятие – «Осенняя ярмарка». |
Реализация целей проекта.
|
Образовательная |
Творческая |
Наблюдения |
Самостоя-тельная |
В И Д Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И В И Д Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И |
1.«Что нам осень принесла?» Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов. Материал. Кукла Незнайка, две корзины, муляжи овощей и фруктов, серия картинок с изображением последовательности роста огурцов, овощи и фрукты, нарезанные кубиками, одноразовые ложки. Связь с другими видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка р. н.с. «Репка». Рисование и лепка овощей. Ход занятия: (Комплексные занятия старшая группа с.122-123). 2.«У медведя во бору грибы, ягоды беру…» Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. Материал. Панорама осеннего леса: берёза, рябина, ель. Игрушки: ёжик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Яблоки в корзине. Связь с другими видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением грибов и ягод. Игра с муляжами грибов и ягод. Рисование и лепка ягод и грибов. Игра «У медведя во бору…». Ход занятия: (Компл. занятия ст. гр. с.78). |
1.«Яблоко с золотыми яблоками» Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке композицию из 2-х элементов разной формы. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками… развивать чувства цвета, формы, композиции. Материал. У детей: листы бумаги (размер ½ формата А4), гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки, подставки для кистей. У воспитателя: лист бумаги (формат А4), гуашевые краски, кисть, банка с водой, салфетка, подставка для кисти. Демонстрационный: композиция «Яблоня с яблоками», яблоки на тарелке. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Дидактическое упражнение «Яблоки» (развитие чувства формы и цвета). Обследование формы груши и яблока. Занятия по аппликациии рисованию. Ход занятия: (Компл. занятия ст. гр. с.28-29). 2.«Загадки с грядки». Программное содержание. Учить детей создавать ритмические композиции «Овощи на грядке»… Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке. Материал. У детей: листы бумаги (размер ½ формата А4), гуашевые краски (зелёного и красного цвета), ватные палочки, банки с водой, салфетки, фломастеры зелёного цвета. У воспитателя: лист бумаги (формат А4), гуашевые краски, банка с водой, салфетка, фломастер зелёного цвета. Демонстрационный: композиция «Грядка с овощами». Магнитная доска с набором красных и зелёных кружков. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Рассматривание изображений овощей на тематическом плакате «Овощи». Ход занятия: (Лыкова деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. С 44). 7.«Грибы» Программное содержание. Учить детей лепить грибы конструктивным способом из 2-х частей. Показать приёмы моделирования шляпки гриба: раскатывание шара и сплющивание в форму диска. Развивать способность к формообразованию и композиции. Воспитывать любознательность и аккуратность. Материал. Пластилин коричневого, жёлтого, белого цветов; пенёк; доски для лепки, салфетки. Демонстрационный: картинка с изображением грибов, грибы, заранее вылепленные воспитателем. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Беседа о грибах. Рассматривание изображений грибов. Уточнение представлений о строении гриба (ножка, шляпка), поиск аналогий (зонтик, детская песочница, настольная лампа и др.). Ход занятия: (Компл. занятия ст. гр. с.27). |
1.Наблюдение на прогулке: - за деревьями и кустарниками. Дети рассматривают деревья, выделяют и описывают их составные части (ствол, ветки, листья). Сравнивают дерево и куст, отмечают, что у дерева один длинный толстый ствол, у кустарника – много тонких стволов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья и рассказать, какие они (дерево высокое, у него красивые листья); - за осенними листьями. Дети рассматривают листья клёна, рябины, берёзы, рассказывают, какие листья (красивые, зелёные, жёлтые, оранжевые, большие, маленькие, с резными краями). Собирают из листьев букеты, играют с листочками (дидактические игры «С какого дерева лист?», «Найди такой же лист», подвижные игры «Дует, дует ветер», «Листочек, найди своё дерево»). Воспитатель побуждает детей понаблюдать за листопадом, отмечает его красоту; - за цветами на клумбе. Воспитатель знакомит детей с «осенними» цветами – астрами, гладиолусами. Дети описывают понравившийся цветок, в группе зарисовывают его; - экскурсия на огород (проводится в начале сентября и в конце октября). В сентябре воспитатель обращает внимание детей на то, как много овощей растёт на огороде: свёкла, картофель, лук, капуста, перец, редис, репа, зелень. Во время экскурсии воспитатель предлагает выкопать по одному овощу с каждой грядки. В группе в вечернее время проводится беседа на тему «Витамины на грядке» с показом овощей. В октябре во время экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, что огород опустел, просит детей подумать, что стало с овощами. - экскурсия по территории детского сада. Тема экскурсии – «Золотая осень». Дети наблюдают за растениями, любуются красотой осенней природы, делятся впечатлениями, рассказывают об увиденном. 2.Наблюдения в группе. - рассматривание иллюстраций, картин, демонстрационного материала с изображением осенней тематики (осенние пейзажи, овощи, фрукты, ягоды, грибы, осенние явления природы и т. п.). Воспитатель организует с детьми беседы по наглядному материалу, по результатам прогулок, экскурсий. В дождливую и ветреную погоду организует наблюдение за природными явлениями из окна. Результаты наблюдений дети формулируют в речи, воспитатель стимулирует детей к речевому взаимодействию. |
Рассматрива-ние детьми картинок, иллюстраций с объектами живой и неживой природы в осенний период (серии картин «Лесные звери», «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Птицы», «Цветы», «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды», осенние пейзажи, календари природы и т. д.); - подвижные игры «У медведя во бору…», «Листочек, найди своё дерево», «Овощи и фрукты», «Бегите под зонт!»;дидактические игры «Времена года», «Как зовут тебя, деревце?», «С какого дерева лист?», «Овощ или фрукт?», «Что где растёт?»; игра-драматизация«Выросла в огороде репка»; - рисование и лепка по замыслу (в вечернее время); - слушание детьми литературно-художествен-ных произведений в утреннее и вечернее время (список прилагается). |