По лесным дорожкам ходим мы с лукошком

Ермолаева Ольга Александровна, библиотекарь I категории

МБУК г.о. Самара "ЦСДБ" детская библиотека №10 (филиал)

город Самара


Цель – расширить знания детей о грибах, их видах и особенностях; научить осуществлять правильный экологичный сбор грибов.

Задачи:

Образовательные: уточнить представления о приметах осени; расширить, активировать и закрепить словарь по теме «Грибы»;учить различать съедобные и несъедобные грибы, актуализировать знания детей об особенностях внешнего вида и роста грибов; рассказать о грибнице, её строении и бережном сборе грибов.

Развивающие: развивать зрительное восприятие и внимание, речь, память, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитыватьбережное отношение к природе,умение правильно вести себя при сборе грибов; формироватьинтереск познанию окружающего мира, в том числе через книги.

Оборудование: слайд-презентация PowerPoint, выпуск телепередачи «Шишкин лес» «Ядовитые грибы».

Продолжительность: 35 минут.

Аудитория: 6+

  

 

 

Ход мероприятия

(Слайд 1). Ведущий: Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на слайд (Слайд 2). Назовите лишнюю картинку. (Ответы детей). Почему Вы так решили? А что лишнее на следующем слайде? (Слайд 3). (Ответы детей). А здесь? (Слайд 4). (Ответы детей). Вы всё правильно сказали. На всех слайдах, кроме лишних картинок, мы видим осень.

(Слайд 5). Скажите, по каким признакам можно определить, что наступила осень?(Ответы детей). Всё верно: температура воздуха падает и становится холоднее по сравнению с летом, день становится короче и раньше темнеет, листья желтеют и опадают, трава становится жёлтой и сухой, птицы улетают в тёплые края, созревают разные плоды.

Поднимете руку те, кто любит осень. Что приятного есть в осени? За что можно любить осень? (Ответы детей). Осень можно любить за многие моменты, лично я люблю её за яркие краски и небольшую лёгкую грусть.

У русского писателя и поэта Александра Твардовского есть одно хорошее стихотворение. Называется оно «Лес осенью». Послушайте его и обратите внимание, о каких приметах осени здесь говорится.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва

Птиц не слышно.

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шляпу набекрень.

Интересно послушать, какие приметы осени Вы отыскали в этом стихотворении.(Ответы детей).

Меж редеющих верхушек Показалась синева – листья опали, обнажив верхушки деревьев;

Зашумела у опушекЯрко-желтая листва – листва сменила цвет и опала на опушки;

Птиц не слышно – значит птицы в большинстве своём улетели на юг;

Стала ель в лесу заметней – среди голых деревьев хвойные теперь выделяются ярче;

Подосиновик последнийСдвинул шляпу набекрень – недавно был сезон грибов.

О какой осени говорится в стихотворении? (Ответы детей). Правильно, это уже поздняя осень, конец октября – ноябрь.

(Слайд 6). Конечно, ребята, грибы растут и весной, и летом. Но больше всего их именно осенью. Как Вы думаете, почему? (Ответы детей).

Действительно, осенью обычно выпадает самое большое количество дождей. И осенью, как правило, ещё не так как холодно, как зимой. Тепло и влага – это именно то, что нужно грибам.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями и даже на пнях.

Как называют людей, которые собирают грибы? (Ответы детей).

Поднимите руки те, кто ходил в лес за грибами (Дети поднимают руки).

Сейчас мы с Вами представим, что мы в лесу и собираем грибы. Немного разомнёмся. Встаньте пожалуйста со своих мест.

Физкультминутка «По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагна месте)

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивания руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршать» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идти на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг – (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружиться на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (поставить руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (похлопать в ладоши)

Молодцы! Садитесь на места.

(Слайд 7). Ребята, Вы, наверное, знаете, что тело гриба состоит из ножки – нижней части гриба и шляпки – верхней части. Именно ножку гриба мы срезаем ножом, когда собираем грибы. Ребята, грибы лучше всего срезать ножом. Срывать гриб руками нельзя ни в коем случае – так вы можете повредить грибницу, и новые грибы больше никогда не вырастут на этом месте. Грибница – это очень важная часть гриба.Грибница состоит из белых тонких ниточек, пронизывающих весь верхний слой почвы. На этих ниточках образуются маленьких клубеньки. Эти клубеньки растут, вылезают из земли и … превращаются в известные и любимые нами грибы! Грибница может жить и давать грибы много-много лет, если ее не повредит человек. Грибница высыхает и погибает от солнечных лучей, если она не защищена и повреждена человеком. Поэтому, когда мы собираем грибы, надо грибницу беречь: гриб осторожно взять, а освободившееся место в земле легонько прикрыть мхом или листвой, чтобы сохранить грибницу. Грибница очень-очень большая  и занимает много метров вокруг маленького грибка. Можно даже сравнить размер грибницы с размером… детской площадки во дворе! Поэтому на самом деле гриб – это очень-очень большое существо! По размерам и весу он больше… слона!

Ребята, а на какие две большие группы можно поделить грибы? (Ответы детей).

Какие из съедобных грибов Вам уже известны? (Ответы детей).

Съедобных грибов, ребята, очень и очень много. С некоторыми из них мы сегодня с Вами познакомимся. Но особое ваше внимание хочу обратить на несъедобные (ядовитые грибы). Запомните эти грибы, как они выглядят, и никогда не употребляйте их в пищу! (Слайд 8). Отравление такими грибами вызывает тошноту, боли в животе, печени и может даже вызвать смерть.

Чаще всего в наших самарских лесах встречаются поганки, мухоморы и ложные опята. Хорошо запомнитеих.

Посмотрите, как выглядит мухомор. (Слайд 9). Мухомор красивый и яркий: белая ножка и красная шляпка с белыми точками.Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами. Почему нельзя трогать руками, Вам понятно? А вот почему нельзя пинать ногами? Хоть мухомор и ядовит для человека, некоторые животные (например, лоси и белки) едят его с удовольствием и пользой для себя и даже лечатся с его помощью.

Справа от мухомора на слайде – бледная поганка. Посмотрите внимательно, на ножке бледной поганки под шляпкой есть бахромчатое кольцо, а внизу ножки – утолщение. На вид бледная поганка действительно кажется бледной, хилой, словно больной, а на самом деле в ней таится смертельный яд. Недаром называют этот опасный гриб – «лесной смертью». Даже маленький кусочек бледной поганки вызывает гибель человека. Яд, содержащийся в ней, сильнее, чем у ядовитых змей – гадюкии кобры.

Внизу, на слайде ещё один вид опасных грибов нашего леса – ложные опята. Ложные опята бывают кирпично-красными или желтыми. Растут ложные опята, как и настоящие опята, на пнях и у корней деревьев и появляются на свет сразу большой «семьей». Но в отличие от настоящих опят у ложных нет юбочки на ножке и нет чешуек на шляпке.

Чтобы Вам лучше запомниласьинформация о ядовитых грибах, посмотрим выпуск телепередачи «Шишкин лес».

Просмотр выпуска телепередачи «Шишкин лес» «Ядовитые грибы».

А теперь, друзья, пришло время узнать о съедобных грибах.

Отгадайте загадки.

(Слайд 10). У пригорка на дорожке
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
Этот гриб – большой и важный (Белый гриб).

Белый гриб считают царем грибов, потому что он самый большой из грибов в лесу и очень вкусный.

Какого цвета шляпка? (Коричневая)

А ножка?(Белая)

Правильно, ножка белая и очень толстая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба.

Следующая загадка.

(Слайд 11). До чего же хороши
В красных шляпках крепыши!
Я их рано поутру
Под осиной соберу (Подосиновик).

Растёт этот гриб под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.

Какого цвета шляпка? (Красная или оранжевая).

А ножка? (Белая с чёрным).

(Слайд 10). Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще (Подберёзовик).

На какой гриб похож подберёзовик? (Подосиновик).

А чем он отличается от него? (Шляпка коричневая).

И обратите внимание, название гриба также происходит от названия дерева, рядом с которым растёт гриб.

В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются… (Лисички).

Кто скажет, почему эти грибы так называются? (Рыжие, как лисички).

По форме лисички напоминают желтые перевернутые зонтики. Состоят они в основном из одной губчатой шляпки, переходящей в маленькую ножку. Растут лисички с середины лета до поздней осени и считаются одними из самых полезных грибов. А ещё среди лисичек никогда не встретишь червивый гриб, поскольку в этих грибах содержатся вещества, разрушают капсулы яиц различных насекомых и червей.

Слушаем следующую загадку.

(Слайд 12). Стоят то кучкой, то рядком,

И пусть всем вместе тесновато,

Но пень трухлявый – лучший дом

Грибам с названием... (Опята).

Если бы в царстве грибов провели конкурс на самую дружную и многочисленную семью, то, несомненно, победили бы опята. Эти грибы ни за что не станут расти поодиночке! Облюбуют себе пенек в лесу и облепят его так, что и пня-то порой самого не видно.

У опят выпуклая шляпка, с бугорком посередине. Цвет у шляпки желтый или коричневый, с рыжиной. Если шляпку разломить и понюхать, то она будет пахнуть мокрым деревом. Ножки у опят длинные и тонкие, к основанию гриба они сужаются. На ножке у опёнка имеется характерное кольцо, которого нет у ложных опят. У опят есть ещё одна особенность –каждый год колония опят вырастает на одном и том же пеньке.Достаточно запомнить, где находится заветный пенек и можно каждый год приходить к нему на сбор урожая.

Следующий гриб, ребята, очень интересен!

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой,

Кто в розовой, кто в желтой.

Ты их бери, не мешкай,

Ведь это – ... (Сыроежки).

Никто не знает, почему гриб так называется, но наверняка, все его видели. Сыроежка – это один из самых распространенных грибов. У этого гриба белая ножка и яркая шапочка, то зеленая, то желтая, то красная, а то и лиловая, словно повязали сыроежки нарядные косынки! Почему шапочки сыроежек окрашены во все цвета радуги? Да потому, что цвет шляпки зависит от места, где вырос этот гриб. А растут сыроежки много где: на опушках, полянах, в сосновых лесах и в траве среди белоствольных березок.

Внимание! Загадка следующая.

(Слайд 13). Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масле все… (Маслята).

Как вы думаете, почему гриб получил такое название? (Шляпка у маслёнка, будто смазана маслом, она блестит и напоминает румяный блин).

Молодцы! Загадка следующая.

Он растет, где есть берёзы,

Любит дождь, туман и росы.

Сверху шляпки есть ворсинки,

Снизу белые пластинки.

Для засолки лучший он

С незапамятных времен.

Кто же будет он таков

В славной армии грибов?

Грибники все наизусть

Скажут вам что это… (Груздь).

Название груздя происходит от слова «груда». Эти грибы растут плотно прижавшись друг к другу, кучками, грудами, сгрудившись. У грибников груздь пользуется не меньшим почетом и уважением, чем белый гриб. Грузди относятся к грибам самой лучшей, первой категории, куда входят ещё белые грибы и рыжики.Шляпка гриба похожа на круглую воронку с выемкой посередине и опущенными вниз краями.Растут грузди в сосновых и еловых борах, в дубравах и под осинами. Любят прятаться под слоем прелой листвы и иголочек хвои. Собранные в лесу грузди можно класть не только в корзины, но и в ведра, в сумки, в рюкзаки, потому что они не мнутся и не крошатся.

Угадайте следующий грибок.

(Слайд 14). Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется... (Рыжик).

Как Вы думаете, почему у гриба такое название? (Он рыжего цвета).

Верно. Шляпка у рыжика похожа на воронку. На шляпке ряды темных колец. Мякоть оранжевая, крепкая и сочная. Есть два вида рыжиков. Одни растут в еловых лесах, другие – в сосновых. У соснового рыжика ножка в несколько раз толще, чем у елового и шляпка у него толстая, мясистая, края её завернуты внутрь. Этот рыжик не крошится, не ломается в корзине. Рыжики никогда не растут по одному, они всегда выбегают стайками или целыми толпами. Рыжики – очень душистые грибы, впитавшие лесные ароматы сосновой смолы и мокрых росистых елей.

И последняя загадка.

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка).

Гриб называется так от того, что на его шляпке видны кольца – так называемые волны.

(Слайд 15). Ну вот, ребята, мы и познакомились с основными несъедобными (ядовитыми) и съедобными грибами. А теперь проверим, какие из Вас получатся грибники. Когда я буду называть ядовитый гриб, вы будете поднимать руки вверх, а когда съедобный – будете приседать.

Игра «Грибники».

Боровик, мухомор красный, сыроежка, бледная поганка, волнушка, подосиновик, ложные опята, груздь, мухомор поганковидный, сатанинский гриб, лисичка, маслёнок.

(Слайд 16). На этом наше занятие пошло к концу. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного для себя. И теперь будете собирать грибы исключительно съедобные и полезные, не повреждая грибницу. До новых встреч!

 

 

Используемая литература

 

1.    Грибные секреты от лесовичка Тёмы : [факты о грибах] // Отчего и почему?. - 2020. - № 8. - С. 9

 

2.    Грибы : [удивительные грибы] // Мурзилка. - 2020. - № 5. - С. 29

 

3.    Корнеева, В. В грибном царстве : [мир грибов; виды грибов] / В. Корнеева // Свирель. - 2020. - № 9. - С. 20-23

 

Электронные ресурсы

1.    Игровая программа ''Грибное лукошко'' [Электронный ресурс] : // Сайт для учителей «kopilkaurokov.ru» - 2013. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/ighrovaia-proghramma-gribnoie-lukoshko

 

 

2.    Конспект НОД в средней группе по теме: ''Ах, грибы, грибочки'' [Электронный ресурс] : // Учебно-методический кабинет – 2011. Режим доступа:https://ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-nikolaevna-komova/konspekt-nod-dlja-detei-srednei-grupy-detskogo-sada-na-temu-griby.html